Мой сайт
Пятница, 20.06.2025, 17:39
Приветствую Вас Гость | RSSГлавная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Новости [49]
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 21
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » 2010 » Июль » 12 » Развитие самостоятельного мышления на уроках литературы
16:20
Развитие самостоятельного мышления на уроках литературы
гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников);

 

Автор статьи: преподаватель филологии колледжа имени Кумаша Нургалиева

Францен Роза Федоровна

 

Развитие самостоятельного мышления на уроках литературы. Одна из главных задач подготовки к жизни подрастающего поколения - формирование самостоятельности мышления, подготовка к профессиональной деятельности. Это требование времени, социальная задача, которую призваны решать учебные заведения.  Формирование умений самостоятельной работы происходит на основе знаний, приобретаемых при изучении общеобразовательных и специальных дисциплин, в процессе трудового обучения, а также на основе жизненного опыта. Для решения этих задач необходима специальная система работы учителя и коллектива в целом.

 

 

 

На современном этапе развития  образования проблема активности познавательной деятельности учащихся приобретает особо важное значение в связи с потребностью общества в людях образованных, способных быстро ориентироваться в обстановке, мыслить самостоятельно.

 

 

 

 

Самостоятельная работа на уроках ведет к развитию всей системы саморегуляции личности, помогает более адекватно осуществлять их самоопределение; развивает способность учащихся к рефлексивной оценке планируемых и достигнутых результатов; помогает им осознать, что знание – необходимое средство, обеспечивающее способность человека грамотно выстраивать свои жизненные стратегии, принимать решения, адаптироваться в социуме.

Анализ передового педагогического опыта и результатов исследований позволяет констатировать, что рационально организованная и систематически проводимая учителем на уроке самостоятельная работа учащихся способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных сил и способностей к длительной интеллектуальной деятельности, обучению учащихся рациональным приемам самостоятельной работы.

Большое значение имеет то, в какой мере преподаватель владеет умением  организовать самостоятельную работу учащихся. Это сделать подчас  сложнее, чем самому объяснить.

При выборе заданий для самостоятельной работы учитываются прежде всего возрастные и индивидуальные особенности. Таким образом, самостоятельную работу следует рассматривать в постоянном совершенствовании знаний и развитии умений учащихся.

Навыки самообразования не вдруг приходят, их надо планомерно культивировать.

В педагогической литературе существуют различные классификации видов самостоятельной работы – по дидактическому назначению, по источникам знаний,   уровню продуктивной творческой деятельности учащихся.

Уровень сложности должен соответствовать уровню знаний конкретного ученика и одновременно способствовать развитию у них компетенции.

Задания должны быть как на воспроизведение знаний по образцу, так и творческого характера, требующие сложных мыслительных операций – анализа, аргументации, собственных выводов. Формы организации самостоятельной работы могут быть самыми разнообразными:

  • Соотнести термин с разъяснением содержания.
  • Заполнить пропуски в предложениях.
  • Заполнить таблицу.
  • Решение хронологических задач.
  • Задания, связанные с проблемным подходом, личностной оценкой событий.
  • Толкование иллюстраций.
  • Организация работы над заголовком.
  • Организация словарной работы.

Составление схем, рисунков, таблиц, кроссвордов.

Работа по развитию у учащихся самостоятельного мышления должна вестись на всех этапах обучения: при целеполагании, при сообщении нового материала, при осмысливании и закреплении знаний, при проверке домашних заданий. Я сейчас расскажу, как эту работу провожу на этапе целеполагания при изучении темы «Деревенская» проза  В.  Шукшина и В. Распутина:

  • Целеполагание
  • Форма: Отсроченная отгадка.

    -         Кто из писателей в 1955 году поехал покорять Москву, взяв с собой толстую амбарную тетрадь со своими рассказами и, не зная, что есть режиссерский факультет, сдал документы на актерский?

     

    -         Кто из писателей родился на берегу Ангары в селе Усть – Уда, позже попавшей в зону затопления? Как отнесся этот писатель к затоплению своего села? («Не каждому поколению приходится пережить уничтожение колыбели, в которой формировалось его духовное существо».

    - Что объединяет этих писателей?

    -         Оба из села, пишут о проблемах деревни. Их называют писателями «деревенщиками».

    За время обучения в лицее, колледже  учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками в работе с учебником, с текстом:

  • Организация работы над заголовком (назвать, придумать заголовок к данному тексту, дать заголовок без текста, предложить истолковать, о чем будет текст).
  • Умение задавать вопросы к тексту (диалог с текстом).
  • Умение выделять главную мысль текста.
  • Выдвижение и проверка гипотез.
  • Восполнение пробелов текста. Замена исходных данных.
  • Организация словарной работы.
  • Использование иллюстраций.
  • Конструирование текста по данным предложениям.
  • Перечисленные умения и навыки могут быть сформированы у учащихся лишь при условии специально организованного обучения рациональным приемам работы с учебником.

    Планируемая деятельность учащихся, продвижение их по пути познавательной самостоятельности должны накладываться на конкретное содержание учебного материала. Важно вычленить в каждом конкретном случае из имеющихся задач те, которые учащиеся могут и должны сделать самостоятельно.

    Самостоятельная работа стимулирует у учащихся произвольное внимание, поскольку при ее выполнении учащиеся сосредоточиваются на сравнении, сопоставлении непосредственно изучаемых предметов и отвлекаются от других раздражителей. Чем занимательнее основной вопрос полученного задания для изучения и разнообразнее возможности его решения, тем более концентрируется внимание, тем более устойчивым и произвольным оно становится. Это позволяет учащимся не только найти правильный ответ на заданный учителем вопрос, но и обобщить проведенный сравнительный анализ, сформулировать заключительные выводы, т.е. довести самостоятельную работу до логического конца.

    Самостоятельная работа обучающегося может служить основой перестройки его позиций в учебном процессе.

    При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза» я предлагаю учащимся вопросы:

    Случайна ли гибель Катерины?   Возможен ли был другой путь?

    Учащиеся выдвигают гипотезы, доказывают свою позицию. Выдвижение и проверка гипотез позволяют ещё раз обратиться к тексту  пьесы, понять мотивы поступка героини.

    Для успешного развития личности обучение должно включать проблемные ситуации, в условиях которых учащиеся самостоятельно или с помощью учителя решают возникшую проблему. Проблемным в дидактике называется такое обучение, при котором усвоение знаний и формирование интеллектуальных умений происходит в процессе относительно самостоятельного решения учащимися системы задач-проблем под общим руководством учителя.

    Проблемные ситуации  могут быть самыми простыми, например:

    - По какому принципу слова объединены в пары?

    Наклеивать - наклеить

    Прибегать - прибежать

    Печь – испечь

    При изучении темы «Деревенская проза Распутина и Шукшина» я провожу беспроигрышную лотерею. Учащимся дается опережающее домашнее задание: самостоятельно познакомиться с биографиями  В.Шукшина и В.Распутина, прочитать произведения писателей (из предложенного списка на выбор)

    Условия опроса: Вы можете выбрать один лотерейный билет, два или максимально – три. На лотерейном билете напечатана тема задания, его стоимость. Причем, вы можете выбрать один билет стоимостью в 60 баллов или три с суммой в 60 баллов – это ваше право.

    Те студенты, которые хотят иметь «5», из предложенных художественных текстов выделяют проблемы, которые волнуют писателей:
    «Если бы удалось между добром и злом провести черту, то вышло бы, что часть людей эту черту перешло»
    «Сколько кладбищ уничтожено, снесено, заброшено, сколько людей не знают могил своих родителей»
    «Господи, как легко расстается человек с близкими своими, как быстро он забывает всех»
    «Эх – эх до чего же мы добрые по отдельности люди и до чего же безрассудно и много, как нарочно, все мы творим зла»
    «Занимаясь созиданием, мы одновременно с этим страшно много разрушаем»

     

    Кто же я? «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

    «Убей её и возьми деньги, обречённые в монастырь.

    Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»,- студент.

    «…этот ничтожный трактирный разговор

    имел чрезвычайное на него влияние».

    В основе

    преступления - идея.

    Идея: во имя справедливости разрешить кровь по совести.

    Так почему же не сработала «арифметика» Раскольникова?

    Почему терзается и страдает герой?

    III Рефлексия. Работа в группах.

    Ответ можно найти в авторском учебном пособии «Русская литература II половины XIX и XX веков», которое издано для внутриколледжного использования, но сначала мы выслушиваем точки зрения, аргументы всех групп, а затем, если не прозвучит желаемый ответ, находим его в учебном пособии:

    «Весь месяц до убийства он борется сам с собой: совершенно уверенный в своей идее, он вовсе не уверен в том, что сможет поднять её.

    Раскольникову поразительно удаётся, так сказать, техническая сторона преступления: материальных улик против него нет.

    Но почему же страдает, мучается, терзается герой Достоевского?

    « Потому… я окончательно вошь…» - говорит он.

    Признание Раскольникова – это не признание собственной несостоятельности (как думает герой), а победа человека Раскольникова над бесчеловечной идеей, над его « математикой».

    Родион Раскольников, конечно, не революционер и не социалист. Он – бунтарь, он страстно и беспощадно судит этот мир, с его вопиющей социальной несправедливостью, с бессмысленными страданиями, унижением, судит своим личным бунтарским разумом. В нём не потеряна человечность – в этом его трагедия и его спасение».

    Следует отметить, что при всем многообразии видов самостоятельной работы учащихся успех обусловлен определенными дидактическими условиями.
    Первое условие – наличие у учащихся знаний, позволяющих понять цель задания, его содержание и последовательность выполнения.
    Второе условие – присутствие в содержании задания нового материала, придающего заданию исследовательское направление, вызывающего познавательный интерес учащихся и требующего самостоятельного решения.
    Третье условие – необходимость фиксации результатов самостоятельной работы в записях, рисунках, чертежах, схемах.
    Четвертое условие – работа с учебником должна сочетаться с другими видами самостоятельной работы на уроке.
    Пятое условие – самостоятельная работа ученика соответственным образом оценивается учителем в конце урока – это стимул для проявления школьниками старательности при выполнении заданий.

    Самостоятельная работа для реализации её функции как формы самоорганизации в обучении требует знания учащимися процедуры целеполагания, планирования, самоуправления, самооценки, а как деятельности по приобретению и применению знаний, умений - соответствующих приемов умственных и физических действий.

    Объяснение материала целесообразно сопровождать заданиями для учащихся на систематизацию фактов, выявление причин и следствий тех или иных событий. Один из приемов организации работы учащихся – использование памяток во время лекции преподавателя. Например:

    – Запишите тему и план лекции.

    – Составьте тезисы, запишите выводы.

    – Выделите в записях трудные термины и объясните их значение.

    Не упустите трудные даты.

    – Конспект лекции дополните сведениями из учебника.

    – Подготовьте ответы на вопросы, поставленные учителем перед лекцией.

    Если в лекцию включаются сообщения учащихся, группе предлагается дать рецензии на них. В тетрадях учащихся записаны рекомендации по составлению рецензий. Они должны соответствовать следующим требованиям:

    – Правильность приводимых исторических фактов, дат, имен.

    – Полнота содержания.

    – Последовательность, логичность сообщения.

    – Использование дополнительных источников информации, средств наглядности.

    – Речь, стиль изложения.

    – Умение обобщить, сделать вывод.

    – Общая оценка.

    Такая рецензия дается учащимся и на ответы одноклассников по домашнему заданию. При этом оценка выставляется и отвечающему, и давшему рецензию.

    При организации самостоятельной нужно учитывать общие принципы:
    гибкая форма организации обучения, учитывающая потребности, интересы, способности детей, возможность выбора занятий (особенно для старшеклассников);
    приоритет групповой и индивидуальной форм работы;
    наличие разнообразных материалов для самостоятельной практической работы; самоуправление;
    опора на существующий уровень развития учащегося и представление условий для его роста.

    Учитель играет здесь роль советчика, опытного помощника, координатора общей деятельности. Его функции – стимулировать познавательные интересы школьников, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.

    Ведущим принципом обучения я считаю принцип самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в практике использую активные формы и методы обучения:
    Поворот от обучения в условиях класса к обучению в малых группах.
    Поворот от сообщения знаний и их запоминания к самостоятельному поиску и кооперированию усилий.
    Поворот от работы с более успевающими учениками к работе со всеми учащимися.
    Поворот к значительному увеличению активности учащихся. Метод проектов и кооперирование существенно повышает активность каждого ученика его занятость, степень осмысления материала.
    Поворот от овладения всеми учениками одного и того же материала к овладению разными учащимися разного материала.
    Обучение в творческой деятельности: развитие через творчество, обучение через открытие. Вовлечение детей в творческую деятельность в процессе обучения: дискуссия, самостоятельное создание продуктов труда, воображения, письменной и устной речи, работа над учебно-исследовательскими проектами и др..
    Метод эмпатии (метод личной аналогии). Умение поставить себя на место героя или героини..
    Проблемное обучение. Основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения: 1.создание проблемной ситуации; 2.формирование гипотез разрешения; 3.проверка решения с систематизацией полученной информации. Главное условие – наличие мотивации учащихся.
    Поворот от традиционного урока к нетрадиционным формам и методам урока. Это может быть урок: аукцион, сочинение по биологии, деловая игра, пресс-конференция, диспут, общественный смотр знаний, турнир, эстафета, семинар, диспут, путешествие, зачет, игра и др.. Особый интерес представляют формы работы с учебником: репродуктивно-поисковая (составление плана, схемы, конспекта,…по тексту), сравнительно-аналитическа>я (таблиц, схем, рисунков) и творческая (тексты с ошибками, тесты, кроссворды,…).

    Приведенному комплексу условий при правильной организации отвечают активные формы и методы обучения, в частности игровые.

    Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением .

    Применяя игру как форму (методический прием) обучения, преподаватель должен быть уверен в целесообразности ее использования. Он определяет задачи игры, в соответствии с целью учебного процесса, ее содержание, составляет план ее про ведения, предполагающий определенную последовательность и постепенное усложнение этапов игры. При этом необходимо учитывать особенности группы играющих в целом и ее отдельных членов. Всякая учебная игра решает конкретную задачу, посильную для ее участников.

    Я часто провожу уроки в форме интеллектуального казино.

    Развиваются умения применять знания в нестандартной ситуации, умение выделять главное в изучаемой теме, учащиеся выходят к доске и, наконец – то отрываются от тетради. Наконец, активные формы обучения действительно активизируют самостоятельное мышление учащихся.

    Для этого необходимо в определенном направлении перестроить процесс обучения, методику занятий так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную познавательную деятельность по усвоению новых знаний и применению их на практике.

    Занятия по традиционной схеме «объяснение - закрепление» ограничивают возможности успешной подготовки учащихся к жизни, формирования у них творческой активности, инициативы, умений самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в стремительном потоке информации.

    ссылка на источник

    Категория: Новости | Просмотров: 2862 | Добавил: hureffice | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Поиск
    Календарь
    «  Июль 2010  »
    Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
       1234
    567891011
    12131415161718
    19202122232425
    262728293031
    Архив записей
    Друзья сайта
  • Получена предприятий шевченка коммунальные украины товары дерево предметы.
  • Copyright MyCorp © 2025 Сделать бесплатный сайт с uCoz